logotype
image1 image2 image3 image4

100 лет со дня рождения Василиса Цицианиса

19 марта в 13-00. Открытие планшетной выставки и музыкальный вечер «100 лет со дня рождения Василиса Цицаниса (18.01-1915 – 18.01.1984).
Проводится при содействии Одесского Филиала Греческого Фонда Культуры в рамках совместного культурного проекта «Афинские вечера», реализуемого Харьковским национальным университетом им.В.Н.Каразина и Харьковским городским обществом греков «Гелиос».
Место проведения: Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина, Центральная научная библиотека (Площадь Свободы, 4, 8 этаж).

 

19 марта в 13-00. Открытие планшетной выставки и музыкальный вечер «100 лет со дня рождения Василиса Цицаниса (18.01-1915 – 18.01.1984).
Проводится при содействии Одесского Филиала Греческого Фонда Культуры в рамках совместного культурного проекта «Афинские вечера», реализуемого Харьковским национальным университетом им.В.Н.Каразина и Харьковским городским обществом греков «Гелиос».
Место проведения: Харьковский национальный университет им.В.Н.Каразина, Центральная научная библиотека (Площадь Свободы, 4, 8 этаж)..

Василис Цицанис - выдающийся певец, композитор, поэт и бузукист, один из основоположников современной популярной греческой музыки.
Василис Цицанис родился в г. Трикала 18 января 1915 в семье сапожника Константиноса Цицаниса и Виктории Лазу, оба родом из Эпира. Он был восьмым из 14 детей. Выжило четверо. Мальчик был назван именем умершего первенца. У отца была мандолина, на которой он играл почти исключительно клефтские песни своей родины. Они были первыми на слуху у маленького Василиса наряду с византийским пением, которое он слышал в церкви.

        В 11 лет Василис играет на мандолине, которую местный мастер  впоследствии переделает на бузуки. Учась в гимназии,  он берет уроки игры на скрипке, но бузуки привлекает его интерес все больше. Первоначально бузуки отождествляли с беззаконием и тюрьмой. Скрипка, наоборот, будучи инструментом европейского оркестра, являлась символом «хорошего общества».  Но когда пришло время выбирать, Цицанис отложил скрипку в сторону и взял бузуки.

           Выбор Цицанисом бузуки является признанием идентичности, классовой интеграции и проявлением солидарности с бедной семьей своего детства. Он нарушил табу на бузуки, взяв в свои руки волшебный отцовский инструмент, и подверг себя риску презрения, насмешек и социальной деградации.  Однако со своим умением, с помощью дружелюбных людей и хорошей удачей ему удалось не только преодолеть плохие последствия и поднять на пьедестал презираемый инструмент бузуки, но и завоевать ведущее место в музыкальном искусстве своей родины.

 

 

 

 

Свои первые песни Цицанис пишет в возрасте 15 лет.            В конце 1936 года  он уезжает из Трикалы в Афины для того, чтобы поступить в университет, изучать право. «Но видно мне на роду было написано заниматься профессионально лайко, которая всегда меня очаровывала. И с моего приезда в Афины началась борьба за выживание. Это были трудные и удивительные годы. Я начал работать в различных заведениях; чтобы покрыть затраты, я снимал комнату, и расходы набегали и давили на меня». Для пополнения своих доходов Цицанис работает в тавернах.

 

 

 

           Впервые Цицанис записывает свои песни в 1937 году, но большая часть довоенных дисков выходит в последующие годы.

           Цицанис создает новый вид популярной песни, предназначенной для широкой публики, в отличие от песен «ребетико», интересовавших ограниченный круг слушателей.

           Годы оккупации Цицанис провел в Салониках, где  работает в разных заведениях.

           В 1946 году он снова поселяется в Афинах и возобновляет звукозапись. В течение десятилетия 1945-1955 г.г. композитор, пожалуй, находится на пике своей карьеры, получив широкое признание в дискографии. И эти годы были для него самыми творчески насыщенными.

          Когда после середины 50-х годов содержание популярной народной песни меняется  и доминируют  арабские или же индийские влияния, Цицанис пытается акклиматизироваться, не отказываясь от своего личного стиля. Никогда не одобряя какие-то сезонные «моды», он всегда представляет несколько песен, которые могут быть включены в его классический репертуар, хотя и принадлежат к последним годам и находятся под влиянием господствующих в них мелодий.

       В 1980 году по инициативе ЮНЕСКО Цицанис записывает двойной альбом под названием «Рассвет» - так называлось заведение, где Цицанис появлялся в последние 14 лет своей карьеры и жизни. На этом диске он исполняет на бузуки серию своих классических песен и также много импровизированных отрывков. Этот альбом, изданный во Франции в 1985 году, получает Гран-при музыкальной академии Чарльза Гросса.  

          Василис Цицанис умирает в 1984 году, в свой день рождения (18 января), в больнице Бромптона в Лондоне в результате осложнений после  операции на легких. До этого в течение 24 дней Цицанис регулярно появлялся в центре и работал над новыми песнями ...

            В своем творчестве Василис Цицанис являлся продолжателем и реформатором музыки ребетов (ребетика), в которой были синтезированы различные традиции греческого фольклора, ориентального мусичесского искусства в его греческом (смирненском) варианте, греко-православного пения, а также западной популярной музыки. Цицанис, можно сказать, вывел «ребетику» из маргинальной  среды и превратил ее в общенародную популярную музыку, так называемую «лайко», на основе которой затем развилась «художественная» (эйдехни) нео-лайка, ставшая известной во всем мире.

            В ходе презентации  выставки будут звучать  музыка и песни Василиса Цыцаниса.  Она также будет сопровождаться  танцами в исполнении ансамбля греческого танца «Армония» Харьковского городского общества греков «Гелиос».

              Вход  на выставку свободный.

             Дополнительная информация по телефонам: 65-83-75, 066-735-83-45, 067-246-41-42.

 

Авторизация

2018  greeks.kharkov.ua   globbers joomla templates